Нормы проектирования железнодорожно-автодорожного покрытия в планах модернизации железнодорожных переездов

Железнодорожный переезд в местности Стеншев
Железнодорожный переезд в местности Стеншев

В 2012 году в сети АО “Польские государственные железные дороги” насчитывалось более 12,5 тыс. действующих одноуровневых пересечений автомобильных дорог общего пользования с железнодорожными путями. Согласно статистике – это места на железной дороге, на которых происходит наибольшее число дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом. Поэтому неудивительно, что главной целью программы, представленной в прошлом году Польской государственной железнодорожной компанией «PKP PLK», по модернизации железнодорожных переездов на территории 16 воеводств, было повышение их безопасности. В рамках проекта планируется модернизация 231 переезда на 68 железнодорожных линиях.

Замена установок автоматической сигнализации на переездах, устаревшего оборудования и переездного настила – это основные задачи, которые должны быть выполнены до 2015 года. В рамках модернизации планируется также изменить категорию 181 переезда: категории D на категорию A на 16 переездах, категорию B на 61 переезд, а также категорию C на остальных 104 переездах. Целью модернизации является улучшение качества и безопасности транспортных услуг, что также способствует восстановлению первоначальных эксплуатационных параметров железнодорожных линий.

„Безопасный переезд – это не только сигнализация и шлагбаумы, но также и состояние железнодорожно-автодорожного покрытия. Действующее положение о технических условиях, которым должны отвечать пересечения железнодорожных линий с дорогами общественного пользования и их расположение, к сожалению, не определяет требований и строительных норм, касающихся дорожного покрыия в районе перезда, сосредотачиваясь лишь на требованиях в области геометрии пути, шлагбаумов, светофоров, освещения и условий видимости. Решающее влияние на состояние покрытия железнодорожного переезда имеет автомобильное движение. Поэтому, во время его модернизации в первую очередь должны быть приняты во внимание присутствующие на нём нагрузки от грузовых автомобилей, которые непосредственно влияют на быстрый износ дорожного покрытия. Это создает дополнительные затраты, связанные с ремонтом покрытия, которые несёт управляющий железнодорожной инфраструктурой. Действующие правила должны быть пересмотрены с точки зрения существующих и возможных в будущем условий эксплуатации автомобильных дорог, таким образом, чтобы обеспечить безопасность и уровень транспортных услуг” – говорит Магдалена Ягодзинска, коммерческий директор компании АО TINES.

„В случае дорожного покрытия на железнодорожном переезде, решающую роль играют её несущая способность, ровность, прочность и состояние поверхности. На эти параметры главным образом влияют: качество материалов, из которых выполнено покрытие, стабильность укладки и состояние основания. В случае верхнего строения, выполненного из мало- или крупногабаритных плит слоем основания является железнодорожный путь на балласте. Наиболее значительное воздействие на деформации и повреждения таких конструкций имеют загрязнения, проникающие с поверхности дороги к основанию, а также высокие нагрузки от автомобильного транспорта. Они вызывают деградацию элементов конструкции верхнего строения и балласта, а в результате неровности и повреждения проезжей части. Динамическим воздействиям, вызывающим неровности и повреждения покрытия, наиболее подвержены покрытия, прочно не соединённые с железнодорожными путями. Поэтому, использовать их следует только для переездов с малым движением автомобильного транспорта. Покрытия, промежуточно соединённые с путями характеризуются значительно более высокой долговечностью, которая, однако, во многом зависит от хорошего состояния балласта и нижнего строения пути, а также водоотвода в районе переезда. Такие конструкции требуют периодического проведения ремонтных работ, что связано с закрытием переезда для движения железнодорожного и автомобильного транспорта. Покрытия этого типа должны использоваться на переездах со средним движением автомобильного транспорта. Безбалластное покрытие интегрированное с путями, характеризуется герметичностью, прочностью крепления, а благодаря сплошной укладке значительно меньшими динамическим воздействиями, передающимися на нижнее строение пути, чем в случае покрытия из малогабаритных плит, считается покрытием, гарантирующими безаварийную эксплуатацию в течение длительного времени, требующим минимальных затрат на содержание. Такие конструкции должны использоваться на переездах с высокой интенсивностью движения, где в основном происходит движение грузовых транспортных средств, а также на переездах, расположенных на железнодорожных линиях, на которых закрытие железнодорожного движения крайне нежелательно”- говорит Цезари Липко, технический директор компании АО TINES.

С 2006 года по сегодняшний день на сети, управляемой обществом ПКП „Польские железнодорожные линии”, было модернизировано порядка 70 железнодорожных переездов с применением конструкции интегрированного железнодорожно-автодорожного покрытия, предлагаемой компанией “TINES”. Данная разработка может применяться на переездах, эксплуатируемых в условиях самого интенсивного железнодорожного и автомобильного движения, где нагрузка оси подвижного состава достигает 245 кН, а автомобилей – до 140 кН. Решение характеризуется высокой прочностью, устойчивостью к воздействию атмосферных факторов, равномерным, ограниченным до минимум оседанием пути и проезжей части, а также способностью снижения динамического воздействия от движения транспортных средств на конструкцию рельсовой дороги и окружающую среду. Такие факторы, как: простой и быстрый монтаж (благодаря интеграции железнодорожного пути и проезжей части) и возможность применения крупногабаритных плит длиной, оптимально подобранной к длине переезда, оказывают непосредственное влияние на сокращение времени закрытия участка пути в период монтажных работ. Новое на польском рынке решение было также впервые применено на участке перегонного пути казахстанской железнодорожной линии Кзылсай – Казыгурт, являющейся частью международного транспортного коридора Западная Европа-Западный Китай.